Концентрация внимания. Развитие концентрации внимания у взрослых и детей

Концентрация внимания. Развитие концентрации внимания у взрослых и детей

Под концентрацией внимания понимается способность человека в течение определённого времени сосредотачиваться на том или ином объекте или процессе. Психологи считают эту способность важнейшим свойством внимания, необходимым для любой деятельности, социальной адаптации и решения различных жизненных задач. Людям многих профессий почти постоянная концентрация внимания требуется сегодня нередко – ритм жизни всё время ускоряется, но сосредоточение требует серьёзных психических усилий. Между тем, нарушения концентрации внимания, иначе называемые рассеянностью, встречаются у большинства людей, и довольно часто.

Психологи выделяют разные виды рассеянности: истинную – когда внимание почти всё время «блуждает», не задерживаясь на чём-то одном; мнимую, связанную с дисгармонией внешнего и внутреннего мира; ученическую – внимание «прыгает туда-сюда», и т.д. – мы не будем их разбирать подробно. Основной вид, нас интересующий, это мнимая рассеянность, когда человек, постоянно отвлекаясь на «что-то другое», в т. ч. под влиянием мыслей, «лезущих в голову», не может сосредоточиться (сконцентрироваться) на своей деятельности.

Концентрация внимания: как её улучшить?

Профессиональные психологи отмечают, что способность концентрировать внимание усиливается в процессе взросления. Это учитывается, когда составляются планы школьных, а потом и университетских занятий. В процессе обучения формирующийся человек не только получает знания, но и учится самодисциплине, вырабатывая характер и необходимые психические качества.

Однако далеко не все взрослые люди умеют удерживать своё внимание на чём-то конкретном в течение более или менее продолжительного времени. Здесь требуются усилия – конечно, если «оно нам надо»: ведь при отсутствии концентрации внимания вряд ли можно добиться успеха в любой сфере, а работа, даже любимая, не во все моменты жизни бывает захватывающе интересной и увлекательной.

Развитие концентрации внимания

Тренировки и специальные упражнения для развития и улучшения концентрации внимания есть – их множество, целые сотни. Заниматься следует не только регулярно, но и в достаточно комфортных условиях, стараясь свести воздействие отвлекающих факторов к минимуму.

Концентрация внимания. Развитие концентрации внимания у взрослых и детей

Нередко бывает, что простое устранение этих факторов уже позволяет решить часть проблемы: концентрироваться на работе становится легче и проще. Работая в офисе или дома, избавьтесь от лишнего шума и уберите со стола все отвлекающие предметы; составьте список текущих дел, которые вы должны выполнить за конкретный промежуток времени (день, несколько часов и т.д.). Когда вы заняты конкретной работой, отмечайте это на бумаге, буквально так – «я сейчас делаю то-то»: если вас всё же отвлекут, или зазвонит телефон, вы потом сможете быстро «включиться» и продолжить действие с того места, на котором остановились.

Самочувствие и комфортно обустроенное рабочее место тоже важны для концентрации внимания. Трудно сконцентрироваться, если неудобно сидеть, в помещении душно или, наоборот, холодно, освещение слабое или свет «бьёт в глаза»: обстановка должна помогать работе, а не мешать. Не стоит также работать, забывая о насущных потребностях организма: «бурчащий» желудок концентрации не способствует, а без жидкости – особенно без обычной воды – мозг просто перестанет понимать, какого-такого внимания мы от него требуем.

Примеры упражнений развития концентрации внимания

О необходимости улучшения концентрации внимания можно долго рассказывать, но нас интересуют конкретные способы, и желательно не слишком сложные и трудоёмкие.

Взяв большой чистый лист бумаги (можно целый ватман) и обычный карандаш, постарайтесь нарисовать вдоль листа простую ровную линию, но рисуйте медленно и спокойно, сосредоточенно, думая только об этой линии и ни о чём больше. Как только мысль «перескочила» на что-то другое, отмечайте «всплеск» маленьким «уголком» вверх, примерно как на ЭКГ; рисовать линии надо около 3-х минут. По количеству «всплесков» на полученной диаграмме можно судить об уровне концентрации внимания, высоком или низком.

Более «весёлое» и достаточно распространённое упражнение – «цветовое» чтение текста. Вернее, это слова – названия всем известных цветов, от красного до чёрного, написанные разными цветами: к примеру, слово «красный» написано желтым, потом, через несколько слов, чёрным и зелёным, а слово «синий» — жёлтым, черным, красным и т.д. И нужно не читать слова по буквам, как привык наш мозг, а называть вслух цвета, которыми они написаны, так быстро, как только возможно. Упражнение кажется простым, но немногим людям удаётся выполнить его «на отлично» с первого и даже со второго раза.

Концентрация внимания. Развитие концентрации внимания у взрослых и детей

Научиться внутренне сосредотачиваться и контролировать свои эмоции помогает такое упражнение: вспомните вечером, как прошёл ваш день, воспроизведя в памяти все события и разговоры до мельчайших подробностей, как будто смотрите кино. Не думайте, что есть мелочи и важные события: старайтесь ничего не упустить и «вспомнить всё».

Довольно простым кажется ещё одно упражнение с чтением. Нужно просто читать книгу – любую, которая вам интересна. Стоит вспомнить, как мы иногда читаем, глядя в книгу, но видя при этом «что-то другое», и станет понятно, что именно слабая концентрация мешает нам воспринимать написанное и запоминать текст: через самое короткое время мы можем почти полностью забыть о смысле прочитанного. Попробуйте читать по-настоящему внимательно, не просто «улавливать» смысл в целом, но проникать в самую глубину, стараясь понять и почувствовать, что именно имел в виду автор. Пусть чтение будет медленным, и вы будете перечитывать каждую строчку по нескольку раз – неважно; главное – научиться не отвлекаться, а быть «здесь и сейчас». Если вам хватит терпения и силы воли повторять упражнение до стойкого улучшения результата, может измениться вся ваша жизнь: вы научитесь «видеть в глубину» и будете всегда замечать больше, чем другие.

Концентрация внимания у детей

Детям тоже можно предлагать работать с текстами. Например, предложить прочесть, записать общий смысл и пересчитать все слова, начинающиеся на определённую букву. Ещё текст может читать или рассказывать взрослый, делая неожиданные перерывы и предлагая ребёнку повторить то, что он слышал.

Однако лучшая форма занятий для детей – игровая.

Школьнику можно предложить «игру с числами»: считая вслух (до 30, 50, 100), произносить названия только чётных чисел, заменяя нечётные любыми игровыми действиями — хлопать в ладоши, поднимать руки и т.д., — а затем наоборот.

Дошкольникам, уже выучившим алфавит, можно поиграть с набором букв. Карточки с гласными буквами разместить на полосе одного цвета, согласные – другого. Когда ребёнок научится делать это без ошибок, изменить правила, сократив время на выполнение задания.
Детям помладше предлагают игру, позволяющую по-новому увидеть привычную обстановку: находясь в комнате, назвать сначала предметы одного цвета, потом другого и т.д. Далее ребёнок оценивает размер предметов и их форму, а потом признаки объединяются: например, надо назвать все большие прямоугольные предметы одного цвета.

Не забудь поделиться с другом, ему это будет интересно!!!